Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании 3. Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании
3. Пресса в системе современной английской журналистики (60–90-е годы XX в.)

3. Пресса в системе современной английской журналистики (60) когда-то принадлежала четверть суши нашей планеты, где проживала треть населения Земли. В начале 60-х годов в Содружество (ранее Британское Содружество Наций) кроме Великобритании входили Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада, Индия, Пакистан, Цейлон, Гана, Малайская Федерация, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танганьика, Кипр и колонии. В начале 90-х Содружество включало в себя 50 бывших колоний Великобритании, ставших независимыми и обладавших разным статусом государств. Под контролем Великобритании оставались 14 колониальных территорий с населением около 6 млн. человек. Во второй половине 90-х годов в Содружестве насчитывалось 53 бывших доминионов и колоний[184].

и в сфере обслуживания. К 90-м годам серьезно изменилась структура капиталовложений страны. Увеличились инвестиции в передовые наукоемкие отрасли (страна занимает одно из ведущих мест в мире по затратам на научные исследования и разработки). В это же время на лидирующие позиции в мире вышло и английское сельское хозяйство, хотя в нем работает очень незначительная часть населения

с 1988 г. существует коммунистическая партия Британии. В стране в 90-х годах было официально зарегистрировано 309 тред-юнионов.

Источник: Литература Просвещения ).

семьи. В Великобритании медицинское обслуживание и образование бесплатны, но наряду с ними действует и частный сектор[185].

Источник: Литература Просвещения )"Англичане покупают в два раза больше газет, чем американцы, в три раза больше, чем французы. Почти половина населения Англии регулярно покупает газету"[186].

газет, 1268 ежедневников, 4687 журналов и более тысячи других изданий. В стране насчитывалось 10 утренних, 2 вечерние и 8 воскресных национальных газет, выходящих в Лондоне и распространявшихся по всей стране. Общий тираж провинциальных газет составлял 7 млн. экземпляров ежедневно.

Источник: Литература Просвещения )"Ассошиэйтед Ньюспейперс Лтд.", "Бивербрук Ньюспейперс Лтд.", группа лорда Сесиля Кинга "Интернейшенл Паблишинг Корпорейшен", "Томсон Организейшн Лтд.", компания "Ньюс оф Уорлд Организейшн Лтд.".

владели 87% воскресных газет. Четыре концерна контролировали две трети тиражей газет и все тиражи массовых журналов страны: "Общая сумма капиталов этой четверки , а в конце 50-х годов пытается включиться в дальнейший дележ газетно-журнального рынка Англии. Однако ему не удалось обойти С. Кинга, ставшего в 1961 г. владельцем крупнейшей на Западе журнальной империи. Томсон укрепляет свои позиции в сфере средств информации в Азии и Африке, а затем в Англии начинает издавать журнал "Фэмили Серкл" ("Круг семьи"). В начале 60-х годов в поле зрения Томсона попадает газета "Таймс", которая в это время испытывала трудности: тираж в 250 тыс. экземпляров не позволял ей ощущать себя достаточно стабильно. Финансовое положение Томсона в это время было достаточно прочным, и его капиталы служили серьезной гарантией возможного процветания газеты, считавшейся "английской национальной институцией". В 1966 г. "Таймс" после долгих дебатов перешла в руки Томсона. К концу 60-х годов тираж этой независимой, но близкой к консерваторам газеты составлял 401 тыс. экземпляров, объем "Ньюс оф де Уорлд", тираж которой , ставший гражданином Англии после второй мировой войны. В 1968 г. Мэрдок получает существенную часть акций "Ньюс оф де Уорлд", а через некоторое время становится представителем компании, сменив на этом посту сэра Уильяма Карра. В 1969 г. Мэрдок покупает у концерна ИПК убыточную ежедневную газету "Сан" ("Солнце"), заменившую в 1964 г. лейбористскую "Дейли Геральд".

Изменения происходят и в самой ИПК, главным предприятием которой в 60-х годах была массовая ежедневная газета "Дейли Миррор". Глава ИПК Сесиль Кинг в 1968 г. вступил в конфликт с премьер-министром Гарольдом Вильсоном, после чего вынужден был уйти в отставку: "Непрочность положения Кинга . Далеко обошла своих "качественных" конкурентов "Дейли Телеграф": ее тираж составил 1407 тыс. экземпляров. Тираж массовой "Дейли Миррор" перешагнул отметку 5 млн. экземпляров. Стал выше тираж "Дейли Мейл" (2095 тыс. экз.). Продолжал оставаться невысоким тираж ежедневной центральной газеты для делового мира "Файнэншл Таймс" и "Дейли Скетч" (915 тыс.)[189].

В 1967 г. было выявлено, что газеты, не связанные с крупнейшими магнатами прессы, прежде всего средние и малые издания, испытывают серьезные трудности, а некоторые из них оказались на грани банкротства[190]. Так, к началу 70-х годов прекратили свое существование газеты, публиковавшие дешевую рекламу, и "Дейли Скетч". Если в 1960 г. в стране выходило 9 ежедневных лондонских газет, то в 1971 г. их стало 8, на 15 сократилось за тот же промежуток времени количество ежедневных провинциальных газет[191].

В 1966 г. "Дейли Уоркер" была заменена газетой "Морнинг Стар", которая, оставаясь коммунистическим изданием, заявила о себе как о трибуне всех левых сил страны. Компартия стремилась укрепить свою социальную базу и упрочить связи с лейбористским движением. Вначале тираж "Морнинг Стар" значительно возрос, но затем он существенно снизился. Проблема распространения газеты приобрела новую остроту.

В 60-е годы Би-Би-Си сохраняла монополию на центральное радиовещание на территории Великобритании. Би-Би-Си не могла получать доходы от рекламы и существовала за счет абонентной платы (в 1966 г. число радиоабонентов достигло 3,5 млн. человек) и продажи своих изданий. В это же время развернулась широкая кампания в поддержку создания частных радиостанций. Появились "пиратские" радиопередатчики, которые базировались на судах и заброшенных фортах. В 1966 г. появился специальный закон, направленный против "пиратских" радиостанций[192].

В 60-е годы расширился объем иновещания Би-Би-Си. Была открыта редакция, готовившая передачи для Непала. Увеличилось время вещания на урду, итальянском, бенгальском и хинди, а также на языках юго-западной Азии. Наблюдался и рост объема передач на африканских языках все больше сосредоточивались в одних руках.

На рубеже 60, а также телевизионные станции в Австралии. Осуществлял вложения в телевидение крупнейший английский концерн "Интернэйшнл Паблишинг Корпорейшн". Рой Томсон владел 30 радио - и телестанциями, 183 ежедневными газетами, 150 различными периодическими изданиями по науке и технике. В 60-е годы получила дальнейшее развитие тенденция конгломерирования капитала в области средств информации (пример тому , а также все более очевидным стал его международный характер.

Во всех без исключения средствах информации Великобритании возрос удельный вес рекламы, ставшей мощным рычагом регулирования их деятельности: с конца второй мировой войны по 70-е годы английское правительство ежегодно тратило на рекламные кампании в печати, на радио и телевидении 5,5 млн. фунтов стерлингов.

В мире газетных хозяев Великобритании в начале 70-х гг. наметились определенные изменения.

На первый план выдвинулась группа Роя Томсона, обладавшая периодическими изданиями во всей Великобритании, США, Канаде, Латинской Америке, Африке, а также радио - и телестанциями. Сохраняла свои лидирующие позиции и ИПК, несмотря на финансовые затруднения, которые она сумела решить путем слияния с "Рид Корпорейшн". Ведущей газетой ИПК оставалась "Дейли Миррор", этой же монополии принадлежали воскресные газеты, провинциальные издания, женские журналы; пока еще сохранялся контроль ИПК над рядом изданий Африки. "Ассошиэйтед Ньюспейперс", концерн Бивербрука "Пирсон ориентировались "Дейли Мейл", "Дейли Телеграф", "Санди Телеграф" ("Воскресный телеграф"), "Дейли Экспресс", "Санди Экспресс", "Ньюс оф де Уорлд", "Бирмингем Пост" ("Бирмингемская почта"), "Йоркшир Пост" ("Йоркширская почта"), "Скотсмен", "Санди Таймс", "Файненшл Таймс". Консервативная пресса центристского толка включала в себя газеты "Таймс", "Сан", еженедельники "Экономист" и "Спектейтор". К либеральному центру относились "Гардиан", "Обсервер", "Лиснер". Правое крыло лейбористов опиралось на "Дейли Миррор" и "Пипл"; лейбористский центр и "Трибюн". Среди изданий, связанных с компартией, можно отметить "Морнинг Стар", "Коммент", "Лейбор Мансли".


Загрузка...